Как определиться с выбором профессии? Как строить свою карьеру? Как достичь самореализации?
Наша команда может помочь сделать верный выбор профессии взрослому и подростку, постоянно расти в профессиональном плане и найти свое место на рынке труда.
Выбор профессии – это паззл, состоящий из нескольких деталей. В нем соединяются желание человека найти себя, требования современного рынка труда, экономические интересы государства. Учитывая режим турбулентности и глобальное переформатирование всего рынка труда в сегодняшней России, на первом этапе выбора или смены профессии необходимо оценить собственные интересы и возможности, то есть, провести оценку своего «Я». В психологической диагностике помогают онлайн-тесты на выбор профессии, консультации профориентологов.
Второй этап профориентации – это знакомство с миром профессий, требованиями рынка труда, то есть, знакомство с внешним миром.
Технический прогресс, или как еще его называют «4я промышленная революция» затрагивает все сферы занятости. Многие профессии останутся не у дел или будут изменены в соответствии с технологическими достижениями в отрасли. Изменения затронут производство и другие сферы:
✔ Сельское хозяйство
✔ Медицину
✔ Розничную торговлю
✔ Логистику
✔ Фармацевтику
✔ Информационные технологии
✔ Туризм и другие
На самом деле этот список можно продолжать очень долго. Вряд ли останется хоть одна сфера человеческого труда, которая избежит изменений, вызванных развитием технологий.
Помочь школьнику определить свои сильные стороны, увидеть слабые и поработать над ними можно с помощью комплекса «ПРОФОРИЕНТАТОР».
Одно из важнейших понятий сейчас – адаптивность.
Что это значит? Когда об этом стали говорить?
Во-первых, таким понятием можно описать способность человека приспосабливаться к изменениям, обучаться, быстро осваивать что-то новое, развиваться, переключаться.
Мне кажется, это один из главных Soft Skills. Именно так сейчас обозначают такие способности. Хотя относится такое понятие и к профессиональным навыкам. Согласитесь, что не должен, наверно, войти в ступор и не выйти на работу таксист, если ему скажут, что вместо Соляриса завтра у него будет на рейсе Рапид.
Говорят об адаптивности достаточно давно. А вот как одно из самых важных качеств стали указывать в странные и противоречивые времена пандемии. В 2020 году многие признавали адаптивность одной из ключевых компетенций. В этом феврале стало практически ясно, что умение подстраиваться под обстоятельства, адаптироваться стало условием выживания.
Сегодня в жизни, в бизнесе крепче на ногах стоит тот, кто способен быстро менять свои планы, поведение в соответствии с ситуацией, сохраняя целостность личности. Это важный момент — менять планы, может быть, даже, некоторые устоявшиеся правила, но, в тоже время, ни в коем случае не менять основополагающие понятия: обязательность, открытость и честность, твердость данному слову.
Увереннее себя будет чувствовать тот, кто умеет быстро переключаться между задачами, предвидеть и принимать изменения. Кто готов искать правильные решения в новой реальности вместо того, чтобы вспоминать о том, как хорошо было раньше.
Что ещё важно – адаптивные люди эмоционально устойчивее и испытывают меньше стресса в условиях неопределённости, с которыми сейчас столкнулись практически все. Так что, на мой взгляд, сегодня стоит как оценивать это качество у кандидатов, так и развивать у сотрудников.
Иначе никак.
У меня в арсенале есть тесты для оценки таких качеств. Есть тест на оценку способности к быстрой адаптации и методики по стрессоустойчивости и помехоустойчивости в ситуациях т.н. многозадачности – они измеряют гибкость и пластичность нервной системы при перегрузках и дают прогноз адаптивности. Есть и другие продвинутые тесты для оценки личностных качеств работников, их управленческого потенциала, мотивации и интеллекта.
Для того, чтобы постепенно формировать в подростке желание выполнять вашу просьбу, побудить его к конкретному действию, ПОПРОБУЙТЕ придерживаться такого алгоритма:
ПРАВИЛА РЕАЛИЗАЦИИ: общение с позиции «Взрослый-Взрослый», уважительный тон, проясните главные мотивы: «Зачем я это делаю?», «Что это даст тебе?».
ПРИМЕР: Вам нужно убедить подростка убрать свои вещи, разбросанные по дому.
ЧЁТКО ОБЪЯСНИТЕ ЧТО ХОТИТЕ:
• Маша, пожалуйста собери свои вещи, разбросанные по дому.
СКАЖИТЕ ЗАЧЕМ (примерные варианты):
• Мне важно, чтобы в доме сохранялся порядок и всё лежало на своих местах.
• Когда в доме порядок, я чувствую себя спокойнее.
• Когда в доме порядок, мне не приходится нервничать и кричать.
УКАЖИТЕ, ЧТО ПОЛУЧИТ РЕБЁНОК (примерные варианты):
• Когда вещи разложены по своим местам, тебе не придётся их долго искать чтобы одеться.
• Когда ты следишь за своими вещами сама, мне приятно тебе их покупать.
• Когда ты убираешь свои вещи сама — знаешь, что они в твоём шкафу. Когда твои вещи убирают родители — ты знаешь, что они могут не найтись в нужный момент.Из шкафа быстрее и приятнее их доставать.
СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ НА ЭТО ПОТРЕБУЕТСЯ:
• Пройтись по дому и собрать свои разбросанные вещи займёт у тебя не больше минуты.
ПОПРОБУЙТЕ ЕЩЁ И ЕЩЁ РАЗ!
Например, попросите убраться в детской комнате или навести порядок на письменном столе.
Первое. Нужно присматривать за собой.
Представьте себе, того, кто симпатичен Вам, вспомните четко, кто из людей вызывал приятное чувство при взаимодействии. Думаю, что это эмоционально- положительные, психически стабильные люди. Добрые, внимательные, адекватные, благодарные, отзывчивые, а лучше еще и с чувством юмора ☺
Мне кажется, такие люди чувствуют жизнь в полном объеме и видят ее как-бы сверху, они делают всё как-то приятно и правильно. Они улучшают нашу жизнь. В них есть что-то, у них — план действий, да и вообще…
А теперь вспомните себя и посмотрите на себя со стороны.
Начать присматривать за собой можно с простых вещей:
• навести порядок в еде, определить расписание.
• Регулярно гулять, делать зарядку или полезно активничать.
• Читать книги.
• Оставить телефон в покое и особенно прекратить думскроллинг.
Как только это становиться сложно выдерживать или расписание сбивается, нужно напомнить себе, что Вы делаете всё это для своего будущего, для себя.
Второе. Начать замечать самого себя.
Часто, когда организм пытается справится с проблемами или стрессом мы как -будто разделяемся. Наши эмоции живут отдельно от тела, от собственного «Я».
Постепенно в таком состоянии всё притупляется, особенно чувства.
Желательно изменить эту установку. Необходимо взять паузу. Нужно спросить самого себя : Какие эмоции я испытываю сильнее всего? Что у меня болит или не болит? Как я вообще чувствую себя физически? Как у меня дела? Что хорошего произошло с утра?
Подобные вопросы помогут разобраться с состоянием сегодняшнего дня, помогут почувствовать себя. Например, если болит плечо, может быть нужно делать растяжку и приятные упражнения для плечевого пояса? Может быть пора в бассейн снова начать ходить, а может быть и в спортзал?
Такие чек-апы нужно делать чаще, они дадут возможность находить себя, не теряться в пространстве.
Можно это тоже поставить в расписание и задавать себе такие вопросы, например, перед сном, каждый день.
Третье. Обязательно иметь ритуал.
Нужно придумать метод, который поможет ощущать тело и сознание себя самого.
Например, можно дышать пять минут в день определенным способом: четыре счета вдох-четыре пауза-четыре счета выдох-четыре пауза.
Можно, допустим, правильно приседать по 20 раз ежедневно перед завтраком. Главное в эти минуты полностью очистить сознание и не давать хаотичным мыслям в голове начинать движение. Обязательно сделать полное сосредоточение на действии, ощущении и темпе.
Можно ходить пешком в быстром темпе, желательно километров 5. У меня уходит на это по маршруту в парк и обратно 50-55 минут.
В такой ритуал может войти ежедневная 5-ти минутка с закрытыми глазами, пара глав любимой книги, о чтении которых я уже написал. А может быть будет положено начало изготовления чего-то своими руками! Почему нет!?
Главное – изобрести и утвердить для себя такой ритуал. А еще главнее его исполнять. Для себя!
Четвертое. Обязательно благодарить.
Но! Благодарить в нашем случае сначала нужно именно себя!
Свою силу воли за успехи в следовании расписанию, своё внимание к деталям в дневнике, свой интерес за анализ прочитанных страниц и так далее.
Конечно нужно не забывать благодарить тех, кто Вас поддерживает, кто любит и ценит. Для начала, хотя бы «про себя». А потом и в слух. Уверен, это укрепит нас уже через какое-то время.
Управленческий потенциал — это способность человека успешно решать руководящие задачи и готовность брать на себя лидерские роли и функции.
Большинство теорий о лидерском потенциале базируются на трёх основных принципах:
Нет единственно верного стиля и типа руководства, есть многообразие проявлений, успешность которых зависит от адекватности ситуации;
Человек должен не только уметь, но и хотеть управлять людьми;
Личностные компетенции оказываются важнее, чем формальные знания или образование.
Исходя из этих принципов сформулируем два условия, которые должен удовлетворять инструмент оценки:
Инструмент должен оценивать психологические качества и способности, важные для решения руководящих задач и выполнения лидерских функций;
Инструмент должен быть комплексным, отражать существующий бизнес-контекст и включать в себя: управленческие кейсы, максимально приближенные к реальности; оценку важных для руководителей soft skills и личностных компетенций; оценку мотивации и интеллектуальных способностей.
Системы тестов для лидеров
В нашей линейке есть четыре инструмента оценки управленческого потенциала, каждый из которых станет эффективным помощником в решении HR-задач.
Между собой инструменты отличаются глубиной анализа. Для массового отбора сотрудников на руководящие позиции подойдёт короткий кейсовый тест. Для топ-менеджеров и руководителей подразделений лучше использовать комплексную оценку, ведь чем выше должность, тем выше цена ошибки. Поэтому на высокий пост нанимают людей, которые имеют полный набор необходимых компетенций и личных качеств.
«Лидер среднего звена» — это кейсовая методика, дополненная анализом общего уровня интеллектуального потенциала, личности, мотивации к руководству и эмоционального интеллекта.
Из чего состоит
Инструмент состоит из пяти блоков:
Решение кейсов;
Карьерные предпочтения;
Логический интеллект;
Личностные качества;
Эмоциональный интеллект.
Что оценивает
«Лидер среднего звена» обеспечивает более комплексный подход к оценке, чем другие тесты из нашей линейки. Кроме успешности решения кейсовых заданий и мотивации к руководству, этот инструмент оценивает интеллектуальные способности и эмоциональный интеллект.
Как проходит тестирование
Решение кейсов. В первом блоке кандидату предлагается выступить в качестве руководителя коллектива. В задании десять связанных друг с другом проблемных кейсов, которые описывают конкретные, развернутые во времени ситуации управления и взаимодействия с подчиненными. В каждом задании человеку нужно проанализировать ситуацию и указать, насколько каждое из предложенных действий эффективно или неэффективно для решения описанной проблемы.
Карьерные предпочтения. Второй блок состоит из 14 вопросов, где нужно выбрать одно из предъявленных пар утверждений. Этот блок оценивает мотивацию к руководству, и желание развиваться как руководитель.
Логический интеллект. Третий блок включает 15 вопросов и показывает общий уровень интеллектуальных возможностей кандидата: математические способности, эрудицию, вербальную логику, работу с графиками и внимание.
Личностные качества. Четвертый блок состоит из 93 вопросов, направленных на выявление личностных особенностей. Блок диагностирует выраженность 11-ти пар черт личности:
замкнутость — общительность;
пассивность — активность;
недоверчивость — дружелюбие;
независимость — конформизм;
моральная гибкость — моральность;
импульсивность — организованность;
тревожность — уравновешенность;
сензитивность — нечувствительность;
интеллектуальная сдержанность — любознательность;
традиционность — оригинальность;
конкретность — абстрактность.
Эмоциональный интеллект. Пятый блок включает 8 ситуаций взаимодействия с людьми, испытывающими разные эмоции, а также список возможных действий в каждой из этих ситуаций. Задача тестируемого — внимательно проанализировать их и определить степень эффективности каждого из предложенных действий для решения описанной проблемы.
Результаты оценки
Итоговый результат по тесту «Лидер среднего звена» рассчитывается путём сопоставления ответов кандидатов и ответов успешных руководителей (экспертов), которые привлекались на этапе создания теста. После окончания тестирования программа автоматически формирует отчёты по результатам.
Уровень развития человека определяется по двум ключевым критериям: профессионализм и мотивация.
Мир профессий многообразен. Он меняется, причем быстро. Нужно создать у подростка полную картину о рынке труда. Изначально важно подготовить список требований к выбираемому делу, сесть и подумать. А будет ли в ближайшем будущем, скажем лет через 5 — 7, востребована эта работа?
В этом перечне, наряду с желаемой профессией, важны следующие пункты:
✔ Род занятий, склонности, интерес, самооценка подростка
✔ Взгляды и убеждения, цели
✔ Проблемы на пути к профессии
✔ Возможность трудоустройства по специальности и условия работы
РОДИТЕЛИ! ЭТО ВАЖНО!
Выбрать профессию, найти будущее призвание, будучи еще ребенком, нелегко, но ЭТИМ НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ!.
Вот несколько важных моментов, которые родителям ХОРОШО БЫ не упускать:
При общении с ребенком наблюдайте за увлечениями и поведением, определите слабые стороны. Поработайте с ними, многое можно изменить в подростковом возрасте!
Определите сильные стороны, ПОМОГИТЕ раскрыть потенциал.
Прислушивайтесь к желаниям и стремлениям своего ребёнка.
Участвуйте в исследованиях малознакомых профессий, откройте вместе с ребёнком перспективы, о которых могли даже не подозревать!
Посещайте экскурсии, дни открытых дверей в вузах и на предприятиях. Это возможно, если запланировать и сделать.
Предоставьте самостоятельное право выбора специальности сыну или дочери, считайтесь с их мнением.
Проанализируйте вместе все нюансы. Помогите, а не давите!
Вспоминайте чаще, что это ВАШ ребенок и что от осинки не вырастут апельсинки😊
специалистам по охране труда
Хочу поделиться материалом, любезно предоставленным моим партнером —HTlab — Лабораторией Гуманитарных Технологий, провайдером и разработчиком тестов оценки персонала. В конце статьи — БОНУС!
Зачем нужен психолог на предприятии?
Одна из основных причин возникновения несчастных случаев — это нарушение работником трудовой и производственной дисциплины. Даже если он прошёл обучение и инструктаж, в какой-то момент работник может пренебречь требованиями охраны труда. Итог — тяжёлые травмы, повреждение техники и серьёзные аварии. Чтобы предупредить такие случаи, нужны психологи и диагностика психологического состояния персонала.
Понятно, что оборудованием управляют люди. При этом у человека могут быть проблемы дома, конфликты на работе, нарушения когнитивных функций. Бывает и так, что работник по своей природе склонен к риску и тяготеет к «адреналиновым» приключениям. Ну и, конечно, стресс. Всё это влияет на появление несчастных случаев и ведёт к долгой процедуре расследования и уплаты больших штрафов. Поэтому важно разобраться в состоянии человека до того, как он приступит к работе.
В России пока не так развита культура психотерапии на предприятиях. Как правило, работодатель нанимает одного психолога на весь штат сотрудников, а их немало. В месяц психолог может поработать максимум с 60 работниками. С каждым нужно побеседовать, понаблюдать за поведением, составить план терапии — это занимает время. Лучше, когда есть инструмент, который оптимизирует работу психолога или специалиста по охране труда. Например, психологическое тестирование. О нём подробнее расскажу дальше.
Мы можем заниматься обучением и проводить инструктажи, но если мы не обращаем внимание на человека, который стоит за станком, все эти действия — бесполезны.
Почему важна способность к пониманию инструкций?
Уровень интеллектуальных способностей сотрудников — значительный аспект в работе на опасных производственных объектах. Главные из этих способностей: понимание инструкций и внимание.
Если у работника низкая способность к пониманию инструкций, то он с большой вероятностью будет испытывать сложности в ситуациях, где нужно сделать верный вывод из должностной инструкции и принять правильное решение.
Также из-за низкой способности к пониманию инструкций работники могут стать причиной травматизма своих коллег. Вот яркий случай из практики:
На некоммерческом объекте строительства двум сварщикам поставили задачу: сделать защитное ограждение на крыше. Руководитель проекта отдельно провёл подробный инструктаж с первым сварщиком, потом со вторым. Затем, для закрепления, руководитель повторил инструкцию для обоих работников вместе. Но в результате сварщики сделали всё ровно наоборот, ограждение оказалось ненадёжным. Если бы из-за некачественного ограждения другие работники сорвались с крыши, то сварщики стали бы третьими лицами, действия которых привели к несчастному случаю.
Как составить прогноз небезопасного поведения?
Личностные особенности и интеллектуальные способности — основные психологические компоненты небезопасного поведения. Для того чтобы составить прогноз такого поведения и оценить склонность к риску, был разработан специальный психологический тест — SafetyProfile.
Этот инструмент подходит для оценки работников и соискателей массовых специальностей, например: электрики, сварщики, грузчики, слесари, строители, операторы, водители и др.
Тест оценивает общие интеллектуальные, психофизические качества и компетенции, связанные с безопасным поведением.
Работник проходит тест, после чего автоматически формируется отчёт. В среднем тестирование занимает 40 минут. Психолог или специалист по охране труда может сразу посмотреть краткую сводку по каждому работнику.
Прогноз небезопасного поведения представлен в виде светофора. Также в отчёте есть подробный профиль результатов и текстовая расшифровка по каждой шкале.
Специалист по охране труда может использовать полученные данные для:
Как формировать бригады на основе прогноза?
Роструд ежегодно публикует статистику травматизма на производствах. Для анализа используются заполненные предприятиями формы №7-травматизм и статистика ФСС. После изучения последних данных выявлена такая тенденция: самая распространённая причина, которая чаще всего приводит к несчастным случаям, — неудовлетворительная организация работ. Наверняка, в большей степени, это касается технической составляющей, но и формирование бригад здесь занимает не последнее место.
По наблюдениям Роструда, самая распространённая причина несчастных случаев — неудовлетворительная организация работ.
👆Отчёт по результатам тестирования помогает отобрать сотрудников по степени склонности к небезопасному поведению и разделить их на три условные группы: красный, жёлтый, зелёный.
При комплектовании бригад нужно соблюсти баланс «красных» и «зелёных» сотрудников, чтобы сократить риск возникновения аварийной ситуации. То есть сотрудники, склонные к безопасному поведению, будут выступать «тормозом» для работников, склонных к риску.
Для удобства можно сформировать групповой отчёт по всей команде. Отчёт позволит быстро определить, кого и с кем допустимо ставить в смену.
Где брать рекомендации по профилактике травматизма?
🚩В отчёте для специалиста результаты оценки формируют вероятные причины небезопасного поведения у конкретного работника, и меры их профилактики. Эти рекомендации специалист может внедрить в систему управления охраной труда (СУОТ), и использовать как меры по снижению риска получения травм на производстве.
В итоге:
И ОБЕЩАННЫЙ БОНУС! ✔✔✔
По запросу в сообщении сообществу по этому адресу https://vk.com/dvkuznetsov можно запросить доступ чтобы попробовать тест в действии БЕСПЛАТНО!
Спасибо!